Форма заявки

Имя фамилия:
*
Электронная почта:
*
Телефон:
*
Категория отдыха:
Дата начала тура:
Количество дней:
Количество человек:
Отель, тип питания, тип номера:
Туристическая компания
Главная Услуги Туры Tourex English version Страны О компании Контакты

Саудовская Аравия

Общая информация

География. Государство в Юго-Западной Азии, расположенное на Аравийском полуострове. На юге граничит с Йеменом, на севере — с Ираком, Иорданией и Кувейтом, на юго-востоке — с Оманом и Объединенными Арабскими Эмиратами, на востоке — с Катаром.
На западе страна омывается водами Красного моря и залива Акаба, на востоке — Персидским заливом. Территория страны расположена преимущественно на пустынных плато.
Вдоль побережий лежат узкие прибрежные долины. На юго-западе находятся небольшие горные цепи с самой высокой точкой страны горой Дака (3 353 м).
На севере лежит часть Сирийской пустыни. В юго-восточной части страны находится Большая пустыня (Руб-эль-Хали). Страна бедна водными ресурсами. Несколько рек в центральной части территории пересыхают в сухой сезон.
Город Мекка является местом паломничества, священным для мусульман всего мира, так как здесь родился основатель ислама пророк Мухаммед. Мечеть Харам (Бейт-Уллах) построена вокруг древнего святилища Каабы. Здесь же находятся святыни: колодец Замзам и Черный камень, который был дан Аврааму архангелом Гавриилом. Гробница пророка Мухаммеда в Медине является вторым noctie Каабы местом паломничества мусульман.
Климат Саудовской Аравии.
Климат континентальный жаркий сухой, на севере — субтропический, на юге — тропический.
Побережье Красного моря принадлежит к самым жарким и душным местам земного шара. Температура здесь никогда не опускается ниже 15'С и часто превышает 45"С.
Относительная влажность воздуха доходит до 90%. Климат внутренних районов сухой и континентальный (в июне средняя температура ЗО'С, в январе -10'С).
В пустыне Руб-эль-Хали дует губительный горячий ветер самум, повышающий температуру до 50"С, а относительная влажность при этом приближается к нулю.
Растительный и животный мир Саудовской Аравии.
Растительность имеет преимущественно полупустынный и пустынный характер.
Во время зимне-весенних дождей растут дикие горькие арбузы, полынь, астрагал, саксаул, молочаи.
Летняя жара выжигает их, оставляя в пустыне лишь колючие кустарники.
Изредка встречаются отдельно стоящие деревья — таль или сидр.
Водятся волк, шакал, лисица-фенек, песчаная газель, нубийский горный козел. Много грызунов и пресмыкающихся — мелких удавчиков, эф, агам и ящурков. Богат и мир птиц: орлы, коршуны, грифы. Береговые низменности служат очагом размножения саранчи.
В Красном море и Персидском заливе насчитывается более 2 000 видов кораллов, особенно ценится черный коралл.
Перелет: В настоящее время добраться до Джидды туристы могут только окольными путями — через Дубай с Emirates Airlines, Etikhad Airwais — через Абу-Даби или через Доху — Quatar Airwais

Валюта Саудовской Аравии.
Денежная единица — саудовский риал (1 саудовский риал (СЭР) равен 100 халала). Обменять валюту можно практически в любом банке и магазине, а также в многочисленных частных меняльных конторах. Обслуживание кредитных карт получает всё большее распространение, в настоящее время они принимаются к оплате во всех крупных торговых центрах, гостиницах и на транспорте.

Банки: Не имеют четко установленного графика работы, однако большинство из них открыто с субботы до среды с 08.00 до 12.00-12.30 и с 17.00 до 19.00-20.00, по четвергам — с 08.00-09.00 до 12.00-12.30.
Шопинг: Магазины часто не имеют четко определенного графика работы, однако обычно работают с субботы по четверг с 09.00 до 13.00 и с 16.30 до 20.00 (в период рамадана — с 20.00 до 01.00). Выходной во всех заведениях — пятница («аль-джума»), когда жители страны посещают традиционную проповедь и молитву в мечетях.
Цены почти везде, кроме крупных супермаркетов, договорные, торговаться можно практически везде. На рынках таким способом можно сбить цену процентов на 30-40, а многие частные магазинчики вместо торгов как таковых используют систему скидок — здесь проще сначала спросить о скидке и её размерах, обсудить её обоснованность и предложить свой вариант (тот же торг, по сути).
Саудовская Аравия славится фантастическим выбором торговых точек, от традиционных рынков «сук» до больших универмагов и торговых центров, причем здесь можно найти и вполне демократические по ценам магазины (про рынки и говорить нечего), и самый дорогие бутики. Частично такой фантастический выбор объясняется тем фактом, что в стране нет никаких баров, казино, ночных клубов, театров или кинотеатров (любое изображение человека и его тела запрещено Кораном), поэтому магазины — любимый способ времяпрепровождения местных жителей. Кстати, в локальных местах проживания иностранных рабочих кинотеатры все-таки есть, но доступ к таким заведениям крайне затруднен. Как ни странно, в широкой продаже свободно присутствуют видеофильмы западного производства на различных носителях, которые практически не подвергаются цензуре и охотно раскупаются населением.


Перемещение по стране:
Все внутренние рейсы осуществляются Саудовскими авиакомпаниями, они доступны и достаточно дешевы. Наиболее популярный рейс Джидда-Эр-Рияд-Дхахран. Если вы не ограничены во времени и у вас нет машины, то для вас лучше путешествовать автобусом. Автобусная компания «SAPTCO» имеет удобные автобусы с кондиционерами, но билеты нужно покупать заранее. Маршрутные такси ходят по тем же самым маршрутам, что и автобусы, и стоят столько же, но они ходят не по расписанию.
Саудовская Аравия имеет только одну железнодорожную ветку от Эр-Рияда до Даммама, через Хуфуф и Абкайк. Поезда ходят три раза в день. Если вы планируете путешествовать на машине, здесь действительны западные водительские права. Цены на аренду машин контролируются правительством и в целом приемлемы. Теоретически движение в Саудовской Аравии правостороннее.
Здравоохранение:


В стране действует бесплатная система здравоохранения. Благодаря высоким расходам на здравоохранение (свыше 8% бюджета) медицинское обслуживание в королевстве за последние десятилетия достигло весьма высокого уровня. Оно распространяется практически на всё население страны — от жителей больших городов до кочующих в пустыне бедуинских племен. В 2003 рождаемость составила 37,2, смертность — 5,79 в расчете на 1 тыс. человек; детская смертность — 47 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни — 68 лет. Иммунизация младенцев и маленьких детей обязательна. Создание в 1986 системы эпидемического контроля позволило устранить такие заболевания, как холеру, чуму и желтую лихорадку. Структура здравоохранения смешанная. В 1990–1991 в стране действовало 163 больницы (25 835 коек), находящихся в подчинении министерства здравоохранения. Около 1/3 лечебных учреждений относились к другим министерствам и ведомствам (3785 коек). Кроме того, имелось 64 частные больницы (6479 коек). Работали 12 959 врачей (на одного врача приходилось 544 пациента) и 29 124 лиц среднего медицинского персонала.
Почти везде в Саудовской Аравии напряжение в электросети составляет 110 В при частоте 60 Гц, однако во многих отелях поддерживается напряжение 220 В.

Таможенные правила Саудовской Аpавии.
Ввоз и вывоз иностранной (кроме израильской) валюты не ограничен (декларация обязательна), национальной — запрещён. Ввоз алкоголя запрещен строжайшим образом, а за провоз наркотиков публично отрубают головы на площади по пятницам. Запрещен ввоз оружия, видеопродукции (особенно порнографии), книг на иврите, товаров с маркировкой Израиля, некоторых журналов. При вывозе предметов антиквариата и кустарных изделий желательно иметь на руках квитанцию, выданную продавцом. Женщинам при появлении на улице желательно надевать паранджу, в крайнем случае — платье до пят с длинным рукавом, и обязательный платок, за нарушение — высылка из страны.

Виза в Саудовскую Аравию.
Для г-н РФ, всех стран СНГ, а также многих других въезд в Саудовскую Аравию визовый. Гражданам, имеющим в паспорте визу государства Израиль (действительную, просроченную, использованную или неиспользованную), а также лицам, документы которых свидетельствуют об иудейском вероисповедании, запрещен въезд на территорию Саудовской Аравии.
Типы аравийских виз. Аравийские визы бывают различных типов, в зависимости от цели и сроков пребывания аппликантов в Саудовской Аравии: краткосрочная виза (тип C), транзитная виза (тип A и B), национальная виза (тип D).
Наиболее распространены аравийские визы первого типа, а именно «краткосрочная виза типа С». Такие визы бывают туристические, деловые и гостевые — в зависимости от цели поездки аппликанта в Саудовскую Аравию.
Аравийские визы бывают как однократные (на одну поездку), так и многократные — на неограниченное кол-во поездок, разумеется, в период действия визы.
Необходимые документы для оформления визы в Саудовскую Аравию:
— Загранпаспорт,
— 2 фото,
— Анкетные данные

Стоит знать

Аравия веками интриговала путешественников. Ее широкие бескрайние пустыни были колыбелью ислама и родиной арабского народа. Это место двух священных городов Ислама — Мекки и Медины и новейших нефтяных мегаполисов.
Саудовская Аравия страна не для экстремальных видов отдыха, и ей есть чем похвастаться. Пустынные ралли — «вади башинг» — на внедорожниках очень популярны по всей стране. Лучше всего посоветоваться с кем-нибудь из местных о том, как и где вам лучше провести свой досуг. Хотя в Саудовской Аравии прекрасные пляжи, но водные виды спорта и отдыха здесь не популярны, так как трудно наслаждаться отдыхом если вы вынуждены быть одетыми с головы до пят.


Культура Саудовской Аравии неразрывно связана с исламом, пронизывающим практически все аспекты общественной, политической и личной жизни граждан страны. К этому примешивается явно различимая тяга к сохранению национальной самобытности, совершенно не зависящая, к слову, от воли правящих кругов.

Самое важное культурное наследие страны — арабский язык, родившийся на территории Аравийского полуострова и распространившийся в последующем на весь Ближний Восток и Северную Африку (в настоящее время на нем говорят более 140 миллионов человек). Это один из древнейших языков региона, впитавший в себя элементы различных библейских народов, а также многих этносов, пришедших на эту землю в более позднее время. К тому же это очень богатый и удивительно гибкий инструмент, позволяющий легко оперировать самыми сложными понятиями — арабский считается одним из немногих языков планеты, не спешащим перенимать неологизмы из других языков мира, в первую очередь английского. На арабском написан и Коран — единственный по сей день факт использования живого языка для канонических религиозных текстов.

Комплекс обычаев и традиций жителей Саудовской Аравии достаточно сложен и многогранен для поверхностного описания. Многие местные традиции едины для всего арабского мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических условий этой земли, третьи являются следствием довольно жесткой изоляционистской политики правящих кругов. В любом случае — местная жизнь достаточно далека от штампов.

Семьи в Саудовской Аравии до сих пор достаточно большие и состоят из представителей разных поколений, проживающих совместно или в пределах одного населенного пункта. В последние годы, впрочем, здесь наметилась явная тенденция к уменьшению семейств, однако род и клан до сих пор являются основополагающим понятием местных социальных отношений. Главой семейства до сих пор является самый старший мужчина в роду, которому в порядке старшинства наследуют его сыновья (мужчины в целом определяют и все остальные аспекты жизни семьи и рода). По крайней мере один сын обязательно остается жить в родительском доме, чтобы заботиться о родителях, даже если он женат. Дочь живет с родителями до замужества и затем переходит в дом мужа, при этом её имя в браке не изменяется, только добавляется родовая фамилия мужа. Многие семьи по-прежнему «устраивают браки», хотя в настоящее время молодые люди по большей части сами решают с кем им жить. Однако традиционный договор, аналог брачного контракта, до сих пор является незыблемым устоем местного гражданского права. Согласно исламским законам, мужчина может иметь несколько супруг, если он может обеспечить им достойные условия жизни, однако сам термин «достойных условий» нигде, кроме брачного договора, по сути, не оговаривается. Поэтому в современном арабском мире большинство мужчин имеет только одну жену.

Положение женщин в саудовском обществе служит поводом для бесконечных инсинуаций. С одной стороны большинство штампов верно — публичные взаимоотношения между женщинами и мужчинами здесь действительно ограничены, женщины должны одеваться в строгом соответствии с канонами ислама и не появляться на людях без сопровождения мужчины-родственника, им запрещено водить автомобили, «харим» («запретный», женская половина дома) строго отделена от мужской, где принимают гостей, а большинство обязанностей её сводится лишь к заботам по дому и воспитанию детей. Однако это не значит, что женщины находятся здесь на положении рабынь — под закрывающей все тело черной накидкой (кстати, часто украшенной вышивкой, драгоценными камнями и бисером) может прятаться платье от лучших модельеров мира и украшения на сумму иного «мерседеса», закрывающая лицо «абайя» может заменяться полумаской из драгоценных металлов, «харим» оборудуется всеми мыслимыми приспособлениями, облегчающими работу женщины (в богатых домах держится целый штат служанок), брачный договор пишется практически самой невестой (через отца, естественно, но это ничего не меняет, да и подписан такой документ может быть только в присутствии муллы или шариатского судьи, после чего он приобретает силу закона), в сельской местности многие женщины работают наравне с мужчинами, а во многих отраслях занимают и ответственные посты.

Бедуинские женщины могут появляться в обществе без «абайи» и даже «шейлы» или «никаба» (головной платок) и разговаривать с посторонними мужчинами, при этом им предоставляется отдельный шатер или часть семейного шатра. В любой момент женщина может обратиться к «кади» (судье шариата) с требованием развода, причем причиной для него может стать несоблюдение условий брачного договора (вот где сыграют роль «достойные условия жизни») или плохое обращение со стороны мужа. Даже запрет на образование для женщин давно снят — хотя до сих пор во многих учебных заведениях студенткам запрещено посещать лекции преподавателей-мужчин, их с успехом заменяют мониторы и видеокамеры. 10 местных колледжей обучают только женщин, причем по самым востребованным профессиям. Однако в некоторых районах, в первую очередь в Южной области страны, нравы достаточно консервативные, и местные женщины просто обязаны закрывать волосы и лицо, оставляя неприкрытыми одни глаза.

В одежде жители Саудовской Аравии придерживаются вековых традиций и канонов ислама, что и неудивительно — местные длинные и свободные рубахи до лодыжек «тавб», или «тобе», из шерсти или хлопка, небольшая шапочка под головной платок «тагийя», традиционный головной платок «гутра», удерживаемый на голове при помощи особого шнура «агал», а также накидка из верблюжьей шерсти «бишт» максимально подходят для жаркого и сухого климата. Женщины носят длинную свободную рубаху «тавб», или «тобе» (женский вариант обильно украшается вышивкой и бисером), закрывающий все тело длинный свободный плащ-накидку «абайя» («абая»), закрывающий голову и нижнюю часть лица платок «бошийя» («бошия»), платок «шейла», или «никаб», а также хлопковые или шелковые шаровары «сурвал».

Традиционным жилищем кочевников являются большие шатры из черной шерсти, оседлые арабы по большей части живут в домах традиционной архитектуры из необожженного кирпича, побеленных или окрашенных охрой — в таких сооружениях прохладно даже в самую жару. В последнее время, естественно, все большее распространение получают дома из более современных материалов, но и в их строительстве обязательно используются местные архитектурные приемы. Большинство домов окружено достаточно внушительными стенами, призванными не столько защитить жилище, сколько оградить его от посторонних взоров. Понятие неприкосновенности дома и его территории, этакое «прайвеси», здесь совершенно незыблемо. Несмотря на то, что вполне допускается и даже поощряется (социальный статус как-никак!) открыто демонстрировать уровень достатка, внутренняя территория дома и жизнь его обитателей тщательно скрываются, даже человеку, стоящему на пороге, вряд ли удастся что-либо разглядеть за пределами ворот или дверей — местная архитектура тщательно учитывает этот общепринятый обычай.

Приглашение в местный дом — очень большая редкость и высокая честь для гостя, хотя гостеприимство местных жителей известно. Арабы предпочитают встречаться в отелях, ресторанах, кафе, на специальных открытых площадках-кафе под навесом, но в свой дом приглашают только самых близких друзей или очень уважаемых людей. Даже при наличии приглашения переступить порог дома можно лишь после того, когда хозяин явно подтвердит свое решение пропустить гостя на свою территорию. Обычно таким разрешающим жестом служит приглашающее движение правой рукой с открытой ладонью или фраза «тафаддал» (впрочем, для иностранца обычно используют «Come in»). Маленький подарок главе дома, самому старшему мужчине в семье или детям будет воспринят с благодарностью, заострять свое внимание на отсутствие женщин за столом не рекомендуется, хотя во многих городских семьях отношения в этом плане вполне европейские. Заводить разговор с обсуждения бизнеса или личной жизни не рекомендуется — здесь ценится степенная и отстраненная беседа, лишь «по ходу дела» касающаяся каких-то насущных вопросов. Для дорогого гостя будет обязательно зажжена курильница с ладаном и накрыт стол, а саму беседу будет сопровождать непременный кофе («кахва», «кабва» или «гахва») и сладости.

О кофе стоит упомянуть отдельно — это и традиционный напиток, и важнейшая часть ритуала приветствия гостя, и сложный церемониальный элемент. Считается, что в каждом доме кофе варят по-своему, поэтому демонстрация своего мастерства в этом вопросе может быть важным социальным элементом. Согласно легендам, тонизирующие свойства кофе открыл почти 12 веков назад аравийский пастух по имени Халид, который заметил, что в послеобеденный период, когда очень хочется спать, козы и овцы грызли ягоды какого-то вечнозеленого кустарника и оставались бойкими и подвижными. Изобретательный Халид придумал обжарку этих ягод и ввел их в рацион, и с тех пор кофе стало неотъемлемым элементом местной жизни. Канонический ритуал приготовления кофе включает здесь и обжарку зерен на открытом огне в специальной небольшой сковородке «махмасе», последующее охлаждение, измельчение в специальной ступке «махбаш» (по звуку помола многие знатоки сразу определяют сорт и качество кофе, причем гости должны оценить мастерство и артистизм хозяина, проявленные в этом процессе), заварку в небольшом кофейнике «делла» (часто в нескольких — в одном варится самый крепкий напиток, в другом заваривается чистый кофе по иной рецептуре, в третьем это все смешивается в необходимой пропорции и так далее), добавление кардамона и шафрана, а затем разлив кофе по небольшим чашечкам. Сахар не подается, вместо него используются различные засахаренные фрукты или орешки.

Приготовление кофе является привилегией хозяина дома, поэтому первую чашку он наливает себе, «на пробу», и лишь затем кофе разливается гостям, причем первая чашка традиционно достается самому уважаемому члену компании. Отказ от кофе может быть расценен как оскорбление, и потребуются довольно витиеватые объяснения, более-менее приемлемыми из которых будут считаться разве что проблемы с сердцем. Не предложенная гостю чашка, соответственно, является открытым вызовом. Кофейные чашки наполняются едва наполовину, и принято пить их очень медленно, запивая время от времени обязательным стаканом холодной воды, растягивая тем самым беседу, — подливать или предлагать пополнить чашку будут постоянно (верхом вежливости считается выпить нечетное число чашек). По окончании гость должен покачать пустой чашечкой из стороны в сторону и произнести «шукран».

Режим питания, как и в большинстве арабских стран, двухразовый — очень плотный завтрак и такой же плотный обед.

Коран запрещает употребление спиртного, безалкогольное пиво и коктейли можно найти только в барах гостиниц. Строго наказуемым деянием считается нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, что грозит немедленным арестом или депортацией. Отношение к курению примерно такое же, как и в большинстве европейских стран. Обязательно выделяются помещения для некурящих. В течение рамадана мусульманам не положено есть, курить или пить в течение светлого времени суток, это правило распространяется и на иностранцев (впрочем, в последнем случае это касается только публичных мест).

Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Хлеб обычно разламывается руками, которыми берется и большинство блюд. Зачастую вместо столовых приборов используется хлеб или лепешка, кусочками которых берут соусы и кусочки мяса, однако в большинстве заведений европейские столовые приборы можно найти без проблем. Брать пищу, деньги и вещи следует только правой рукой, поскольку в исламе левая рука считается нечистой (ею отправляются гигиенические надобности).

Прикасаться к кому-либо, особенно к голове, без явного на то разрешения не рекомендуется. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе (особенно с сигаретой). Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь. В обычной беседе вполне допустимы ссылки на бога (аллаха) и призывание его в свидетели, однако злоупотреблять этим не стоит — у местных жителей свои представления о нормах приличия в этом плане. Также не стоит активно жестикулировать — у арабов своя сложная система жестикуляции и зачастую вполне приличный европейский жест может значить здесь нечто оскорбительное.

Арабы Саудовской Аравии обычно приветствуют членов семьи и друзей объятиями и поцелуями в обе щеки. С малознакомыми людьми это не принято — здесь в ходу обычное европейское рукопожатие. Прикасаться к представителям противоположного пола категорически не рекомендуется.

 

Достопримечательности

Историческую область Аравийского полуострова, которую сегодня занимает Саудовская Аравия, принято обобщенно называть Хиджазом. С I века на этих землях последовательно существовало несколько царств, а в 632 году был основан Арабский халифат со столицей в Мекке, который к IX веку расширился до пределов всего Ближнего Востока, Персии, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки и Южной Европы. В XVI веке халифат пал под ударами турок, и эта земля попала под контроль Османской империи. В XVIII веке союз шейха Мухаммеда ибн Сауда и исламского проповедника Мухаммада Абдель-Ваххаба положил начало правящей по сей день династии Саудов. Почти три века саудиты с переменным успехом боролись за образование арабского государства, пока в 20-х годах XX века Абдель Азиз аль-Сауд при поддержке англичан не установил окончательный контроль над Хиджазом и Надждом (центральная часть страны вокруг современного Эр-Рияда), став первым королем Саудовской Аравии. В марте 1938 года в Саудовской Аравии были открыты колоссальные нефтяные месторождения, ставшие источником богатства и процветания государства.

В наши дни Саудовская Аравия является достаточно закрытым государством, туристический потенциал которой составляют уникальная природа пустынь, фантастическое сочетание древних традиций и современной экономики, а также многочисленные культовые места исламского мира (именно они являются причиной въезда в страну более 94% иностранных граждан).

Центральная область

Центральная область королевства включает в себя Эр-Рияд и множество других важных городов, лежащих к северу и западу от столицы. Это географический и исторический центр страны, известный как Наджд, самое традиционная и консервативная её часть, где до сих пор неукоснительно соблюдаются все нормы ваххабизма, а иностранцы, если не брать во внимание столицу, так же редки, как дождь.

Эр-Рияд

Современный город Эр-Рияд, или Рийад, что приблизительно можно перевести как «сады», основан на месте первого города, захваченного ибн Саудом. Наконечник, вмурованный в главную дверь форта Масмак (Масмах), считается фрагментом именно того самого копья, которым был убит турецкий губернатор. Кроме форта и нескольких традиционных дворцов около площади Деера, от старого города сохранилось довольно немного — до наших дней дошли лишь фрагменты типично восточного рабата с извилистым лабиринтом узких улиц, глинобитными домами, обращенными фасадами во двор, крытыми базарами и укрепленным дворцом. Фактически очень немногое из того, что сегодня можно увидеть в Эр-Рияде, «старше» 50 лет, большинство сооружений города построено в конце 80-х и начале 90-х годов XX века. При этом в Эр-Рияде около 140 (!!) мечетей, каждая из которых выполнена с особым искусством и в своем стиле.

Хотя Эр-Рияд — официальная столица страны, до начала 1980-х все министерства, посольства и фактически все коммерческие предприятия располагались в Джидде, лишь в последние несколько лет иностранные представительства переехали в так называемый Дипломатический квартал. Поэтому город до сих пор является больше политической столицей и символом королевской власти и не перегружен предприятиями или международными структурами, сохранив немалую часть своего национального колорита. Однако именно доходы от «нефтяного бума» превратили столицу в тот высокотехнический оазис стекла, стали и бетона, место расположения огромных отелей, еще более крупных больниц и одного из самых больших аэропортов в мире, который можно видеть на тысячах рекламных плакатов.

Центр и самая старая часть Эр-Рияда — Аль-Батаа содержит практически все исторические здания города, автовокзал и главпочтамт, вокруг которых сосредоточены многочисленные кофейни и кафе. Цитадель старого Эр-Рияда, крепость Масмак (Масмах, открыта с субботы по среду с 7.30 до 13.30) была построена приблизительно в 1865 году и отремонтирована в 1980-х. На территории крепости сохранились тщательно отреставрированный традиционный «диван» (гостиница) с открытым внутренним двором с шестью дверями, резными стенами и тремя колоннами, которые поддерживают деревянную крышу, а также старый меджлис, в то время как сама крепость превращена в один большой музей, посвященный Абдель Азизу и его роли в объединении королевства. Внушительные ворота Аль-Тумаири, расположенные в самом центре города, являются одними из тех 9 ворот, которые ранее вели в город через кольцо крепостных стен (сами стены разрушены в 1950 г.).

Музей Эр-Рияда (открыт с субботы по среду с 8.00 до 14.00, вход бесплатный) расположен в западной части Аль-Батаа и содержит обширную коллекцию по истории и археологии королевства от каменного века до раннеисламского периода, экспозицию исламской архитектуры и отдельный зал этнографии с большой моделью форта Масмак, предметами гардероба, музыкальными инструментами, традиционной посудой, оружием и драгоценностями исламского периода. Важно учитывать, что разрешение на посещение всех археологических участков и фортов в стране можно получить именно в музее Эр-Рияда (они бесплатны и выдаются по предъявлению паспорта или вида на жительство, или «икама»). Исключения составляют лишь объекты Восточной области, форт Наджран и город-оазис Дирайя, который является наследственным домом династии Аль-Саудов.

Исторический центр имени короля Абдель Азиза расположен в одноименном старом квартале столицы. Здесь содержатся фотографии, предметы декоративно-прикладных промыслов, видеоматериалы и мультимедийный театр, рассказывающий об истории и жизни Саудовской Аравии, уделяя особое внимание жизни основателя страны. В комплекс также входят Национальный музей Саудовской Аравии (большая коллекция рукописей, документов и других исторических предметов), музей Дарат аль-Малик, библиотека, аудитория, мечеть и сады. Своеобразным музеем является и расположенный здесь же дворец-крепость Мурабба (построен королем Абдель Азизом в 1946 году как резиденция, открыт с субботы до среды с 8.00 до 14.00) с выставками традиционной одежды и ремесел.

Среди других выставочных комплексов столицы можно выделить Центр исследования и изучения ислама имени короля Фейсала (коллекция исламского искусства и постоянная выставка старых книг и рукописей), Университетский музей короля Сауда (открыт с субботы до среды по утрам, обширная археологическая коллекция с раскопок Аль-Фао и Рабда), Нумизматический музей в комплексе зданий главного бюро Денежно-кредитного агентства Саудовской Аравии (SAMA), а также художественная галерея Хевар с отличной коллекцией работ мастеров Ближнего Востока.

Одним из ориентиров города является Королевский центр (Kingdom Centre) — самое высокое здание в Саудовской Аравии. Принадлежащий саудовскому принцу и построенный по довольно необычному проекту, он содержит комплекс современных офисов, квартир, отель Four Seasons, трехуровневый торговый центр и множество первоклассных международных ресторанов. В районе Каср аль-Хукм можно увидеть здание муниципалитета Эр-Рияда с его поразительной комбинацией современных и традиционных архитектурных стилей. В Дипломатическом квартале, расположенном в северо-западной части города, содержится почти сотня иностранных посольств, миссий и международных организаций, окруженных живописными садами, спортивными сооружениями и аллеями.

Также заслуживают внимания комплекс Министерства информации с 176-метровой башней, колоритный комплекс Министерства иностранных дел, выполненный в лучших традициях современной исламской архитектуры, стадион имени короля Фахда в форме огромной арабской палатки, Национальная библиотека имени короля Фахда, водонапорная башня оригинальной архитектуры, зоопарк, международный аэропорт имени короля Халида (один из крупнейших в мире — каждый год через него проходит более 16 млн пассажиров), Конный клуб и 93-километровая кольцевая дорога, окружающая город.

Дирайя (30 км от столицы) — первая столица королевства и самый популярный археологический участок страны, была основана в 1446 году, достигла вершин могущества в конце XVIII столетия и была разрушена в 1818 году. Сейчас среди интенсивно восстанавливаемых руин можно увидеть несколько дворцов, мечетей и старую городскую стену.

Восточная область

Лежащая вдоль побережья Персидского залива и вокруг городов Дахран (Эз-Захран), Эль-Хубар, Даммам, Эль-Хуфуф (Хафуф) и Эль-Джубайль, восточная область страны является именно тем местом, где в начале 1930-х была впервые обнаружена нефть. До начала нефтяного бума города Даммам и Эль-Хубар были крошечными рыболовными деревнями, а процветающий ныне Дахран отсутствовал вовсе.

Даммам - административный центр области и конечная станция единственной в стране железной дороги Даммам — Эр-Рияд. Его достопримечательностями считаются современный деловой центр и внушительный береговой утес, который здесь называют просто Корниш («карниз»). Эль-Хубар также обязан своим появлением нефти (до 1923 года это был просто лагерь бедуинов рядом с базой геологоразведочной экспедиции ARAMCO), и сейчас является крупным промышленным городом, из которого выходит знаменитый 25-километровый мост Кинг-Фахад-Казуэй, связывающий Саудовскую Аравию с Бахрейном. Дахран также почти целиком построен компанией ARAMCO и состоит из делового района, аэропорта, американского консульства и Университета имени короля Фахада (как несложно догадаться, здесь готовят геологов и нефтяников). А в 13 км к северу от Даммама лежит город Эль-Катиф, выросший на месте древнейшего города и порта в области Залива — некоторые археологи относят его основание к 3500 году до н. э., а на ранних европейских картах сам Персидский залив именуется Катифским морем.

Близлежащие острова Тарут и Дарин, на которых располагались древние портовые сооружения, считаются одними из самых интересных исторических участков в королевстве — здесь даже сохранились старые форты, точную дату постройки которых точно назвать пока не может никто. В Джебель аль-Кара есть керамические мастерские, чей товар известен по всей стране, а около города Абкайк (Букайк) можно увидеть соляные копи, разрабатываемые уже почти пять тысяч лет.

В 90 км к северу от Даммама лежит город Эль-Джубайль, до середины 1970-х также бывший лишь рыбацкой деревней. Сейчас вместе с городом Янбу он образует огромный индустриальный комплекс нефтехимических заводов, металлургических предприятий и торговых компаний, плюс здесь же располагается главная морская база страны. Рядом с Эль-Джубайлем в середине 1980-х были раскопаны руины загадочной христианской церкви Джубайль-Черч, относящиеся по оценкам специалистов к IV в. н. э., что делает их старше, чем любой из европейских храмовых комплексов. А южнее Эль-Хубара тянется интенсивно развивающийся туристический регион Халф-Мун-Бей, ориентированный на пляжный отдых (здесь расположен самый длинный песчаный пляж в королевстве, обладающий к тому же превосходными средствами обслуживания и инфраструктурой).

Город Эль-Хуфуф (Хафуф) — центр огромного оазиса Эль-Ахаса (Аль-Ахса), который считается одним из крупнейших в мире. В городе сохранились старый форт и один из самых интересных рынков в королевстве, специализирующийся, кроме всего прочего, на изделиях декоративно-прикладных промыслов и на верблюдах — без преувеличения культовых животных региона. Из-за величины оазиса, обилия зелени и живописности местных деревень, этот регион считается одним из самых интересных мест в столь насыщенном промышленными предприятиями регионе.

Западная область

Западная часть Саудовской Аравии, также известная как Хиджаз, является историческим, религиозным и культурным центром не только Саудовской Аравии, но и всего мусульманского мира. Здесь расположены главные святыни ислама, множество археологических комплексов доисламского периода, целый ряд библейских мест и самые известные архитектурные и исторические сооружения региона.

Мекка

Духовный центр и священный город для всех мусульман планеты, один из трех (наряду с Мединой и Иерусалимом) священных городов ислама, Мекка лежит на склонах горной системы Эль-Сарават в центральной части западного побережья страны. Именно в Мекке около 570 года н. э. родился основатель ислама пророк Мухаммад (Мохаммед), именно здесь расположены святые места исламского мира, именно сюда стекаются на хадж миллионы паломников со всего мира. Мекка является городом, закрытым для представителей других конфессий, однако попасть сюда хотя бы раз в жизни — святая обязанность и долг каждого мусульманина.

Центр города — Великая мечеть, или аль-Масджид аль-Харам, занимающая площадь в 309 тыс. кв. метров и вмещающая одновременно до 700 тысяч человек. Известная с 1570 года, Великая (Священная или Заповедная) мечеть представляет собой величественное здание с девятью минаретами, высота которых достигает 95 метров, облицованное нежно-сиреневым мрамором. Внутрь мечети ведут четверо ворот, кроме которых существует еще 44 других входа. В центре мечети, на площади, выложенной мраморными плитами, находится Кааба — главное святилище ислама, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы («кибла», хотя стоит заметить, что во времена становления ислама все мусульмане молились, обращаясь в сторону Иерусалима). Происхождение этого сооружения, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам («священный дом»), неясно, однако известно, что она являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По преданиям, Шис (библейский Сиф — сын Адама и Евы) возвел на этом месте святилище из пяти камней от пяти священных гор — Синайской, Ливанской, Елеонской, Джуди (по Корану именно к ней причалил Ноев ковчег, поэтому ближайшим аналогом является гора Арарат) и Хиры (на этой горе впоследствии Мухаммад получил первое откровение), а Ибрахим (библейский Авраам) вместе со своим сыном Исмаилом (Ишмаэль) выстроил на этом месте храм, который ныне известен как Кааба.

Углы Каабы ориентированы по сторонам света, а сама она покрыта черным шелковым покрывалом («кисва»), верхнюю часть которого украшают вышитые золотом изречения из Корана. Дверь в Каабу сделана из чистого золота и весит 286 кг. В восточный угол Каабы вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Асвад), окаймленный серебряным ободом (сам камень неоднократно расколот за тысячи лет истории, поэтому обод, по сути, скрепляет его 15 кусков). Ряд ученых считает, что это метеорит, согласно же мусульманской традиции, этот камень ангел Джабраил (Гавриил) принес изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По преданию, первоначально камень был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновения грешников.

Напротив входа в святилище Каабы находится и другая святыня — камень Макам-Ибрахим, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахима. Именно на этом плоском камне, парившем в воздухе, стоял Ибрахим во время работы по строительству Каабы. В мечети Харам находится и священный источник Замзам, который был дарован Исмаилу, когда он со своей матерью Хаджар (библейская Агарь) умирал в пустыне от жажды. Именно вокруг этого источника и возникла Мекка. Вода из источника Замзам поступает по трубам во внутренние помещения мечети, где находятся специальные места для омовения и питья, и, кстати, вода, действительно, удивительно приятна на вкус.

В соответствии с основами ислама каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить «мать городов», как называется Мекка в Коране (сура 6, аят 92). Особенно значительным в глазах мусульман является ритуальное паломничество в Мекку — хадж, совершаемый в месяц зуль-хиджа по лунному календарю. В настоящее время только во время хаджа Мекку посещает до двух миллионов человек. Поэтому практически вся жизнь в городе связана с обслуживанием паломников — построены современные отели, многие из которых расположены в непосредственной близости от мечети Харам. Однако во время хаджа большинство паломников живет в палатках в специальных лагерях.

В горах выше Мекки, на высоте около 2000 метров над уровнем моря, лежит летняя столица страны — Эт-Таиф (Таиф, доступ для немусульман свободный). Тысячи лет известный своими садами, розариями (местное розовое масло до сих пор славится на весь регион), виноградниками, медом и прохладным климатом, город является одним из важных курортов в королевстве. Здесь можно посетить Кинг-Фахд-Парк общей площадью 175 кв. км (!), дворцы Шубра (сейчас здесь городской музей, открытый только по четвергам с 9.00 до 19.00), Исмаил и Бахават, курортные пригороды Эль-Шифа и Эль-Хаджа, известный с доисламского периода рынок Оказ (в средние века он играл роль своеобразного форума для дебатов поэтов и писателей), мечети Абдулла ибн-Абасс, Эль-Коа, Адас и Эль-Сануси, а также набережную Вади-Икрима (удивительно, но среди кладки этого городского променада попадаются камни, украшенные петроглифами доисламского периода). Множество богатых жителей Джидды и Эр-Рияда до сих пор содержат в Эт-Таифе особняки, спасаясь здесь в летний период от изнуряющей жары равнин.

Медина

Медина («город»), или Мадина, или Эль-Мадина аль-Мунавара («просвещённый» или «блистательный город», 490 км северо-восточнее Мекки и 950 км западнее Эр-Рияда) — второй святой город ислама и первый, последовавший заветам пророка. Древний оазис Ясриб, куда в 622 г. н. э. переселился из Мекки Мухаммад, стали называть в его честь — Мадинат ан-Наби (Город пророка), здесь он основал первую мечеть, приобрел первых последователей, прожил всю оставшуюся жизнь, здесь же был похоронен и именно отсюда пошел распространяться ислам. Город лежит на высоте 597 метров над уровнем моря, поэтому климат здесь достаточно своеобразен — жаркий летом, умеренный осенью и холодный зимой, а доминирующим растением этой огромной плодородной долины является пальма, которую, как считается, начали культивировать в VI тысячелетии до нашей эры именно в этих краях.

Центр города и его главная святыня — огромный комплекс мечети Масджид ан-Наби (Мечеть пророка), построенный на месте аналогичного сооружения, возведенного самим Мухаммадом прямо у стен своего дома (позднее дом стал частью мечети). Именно здесь находится священное для каждого мусульманина место — могила пророка (он скончался в Медине в 632 г. н. э.), а также могилы Фатимы (дочь Мухаммада), Абу Бакра (первый халиф и отец одной из жен пророка) и Умара ибн Хаттаба (второй халиф). Поблизости расположена и первая мечеть в городе — Масджид-Куба (VII в.), а всего в Медине около сотни этих культовых сооружений, выполненных в самых разных архитектурных стилях. Подобно Мекке, вход на территорию Медины разрешен только мусульманам, хотя местный «харам» (область, закрытая для немусульман) заметно меньше, так что в итоге все пригороды города доступны для посещения, что позволяет увидеть местные святыни, хоть и издалека, всем желающим.

Джидда

Самый важный торговый, промышленный и политический центр западной области, главный порт Красного моря и ворота для тысяч и тысяч паломников, Джидда — наиболее космополитический город королевства. Старая часть города — район Эль-Балад (основан в V в. до н. э.) является одним из живописнейших мест страны. Десятки тщательно восстановленных зданий всех стилей открыты для туристов, хотя и принадлежат различным старым кланам города, и ни одно из них по местным законам не может быть разрушено или переделано, чтобы не портить уникального облика старых кварталов. Большинство этих уникальных трех- и пятиэтажных домов построено из традиционного местного материала — блоков кораллового известняка, поэтому имеют очень характерный вид и цвет. Украшением старого квартала являются тщательно восстановленные особняки Шарбатлы и Насиф — родовые дома двух торговых семейств Джидды. И в то же время Эль-Балад не является кварталом-памятником — со всех сторон его окружают ультрасовременные офисные и торговые комплексы, многие из которых построены в точном соответствии с местным архитектурным стилем, а потому совершенно не портят облик старого города.

Музей муниципалитета, расположенный напротив Национального коммерческого банка, в самом сердце старого города, также построен из коралла и в начале XX века вмещал в себя британскую дипломатическую миссию. Сейчас здесь музей (открыт по утрам с субботы по четверг; вход бесплатный, но требуется разрешение муниципалитета Джидды) с большой экспозицией по истории города. Музей Абдель Рауфа Хасана Халила размещает на своей территории несколько десятков художественных выставок всех направлений. А Музей Джидды представляет большую коллекцию по региональной археологии и этнографии. Также интересно окруженное стеной старое христианское кладбище, закрытое в 1950-х, но до сих пор поддерживаемое в идеальном состоянии. Всем туристам показывают и так называемую «могилу Евы», считающуюся здесь настоящим местом погребения праматери человечества.

Джидду нередко называют «городом рынков и статуй». Первое понятно — это один из крупнейших торговых центров региона, в котором в изобилии можно найти как традиционные восточные рынки «сук», в первую очередь старый сук Эль-Алави, так и сотни ультрасовременных магазинов и торговых комплексов, в изобилии разбросанных по всему городу. А вот статуи, а их здесь около четырехсот, — явление для исламского мира не очень распространенное. Причем здесь встречаются как работы лучших мировых скульпторов, так и местных мастеров, а гигантский фонтан возле дворца Эль-Салам считается самым высоким фонтаном планеты — струи воды бьют на высоту до 312 метров (общая масса воды, которая постоянно «висит» над фонтаном, составляет примерно 18,8 тонн!), при этом в ночное время он виден с расстояния в несколько километров).

В 50 км к северу от Джидды, в Обире, расположен неплохой водный курорт, а курортные комплексы Durrat Al-Arus, Crystal Resort, Al Nakheel Village, Sands и Sheraton Abhur известны не только своим высоким уровнем, но и весомым вкладом в сохранение флоры и фауны Красного моря, в первую очередь — близлежащих коралловых рифов. Красное море само по себе — настоящий рай для водного отдыха. Здесь находится одна из крупнейших систем коралловых рифов в мире (около 200 разновидностей кораллов), причем они испытывают гораздо меньший прессинг со стороны дайверов, чем лежащие на противоположном берегу моря курорты Египта. В Джидде и курортных городках побережья превосходно развиты все элементы инфраструктуры отдыха, множество торговых точек и отелей.

Юго-западная область

Юго-запад королевства известен как область Асир, получившая свое название по имени местных гор. Асир, или Хиджаз, является частью Восточно-Африканской зоны разломов и потому представляет собой очень интересное геологическое образование со множеством достаточно высоких гор (здесь, около столицы региона, города Абха, расположена высшая точка юго-запада — гора Джебель-Сауда, 3133 м), глубоких тектонических котловин и ущелий, а также с достаточно большим количеством зелени, чему немало способствует и несколько более низкая температура, и большее количество выпадающих осадков. Эти края упоминаются уже в римских хрониках Аэлиуса Галлуса (25 г. до н. э.) как Земля ладана, которую, к слову, римлянам так и не удалось захватить, да и сами эти края вошли в состав Саудовской Аравии лишь в 1922 году, оставаясь до того периода независимым королевством. Из-за близости к Йемену эти края заметно отличаются от остальной территории страны и в обычаях людей, и в архитектуре (наиболее характерная деталь местных построек — карниз, мешающий дождю размывать глинобитные стены домов — для сухой и безводной Саудовской Аравии такой элемент просто немыслим).

Абха - столица Асира и самый прохладный город страны. Величественные горы с обилием зелени и красивые пейзажи делают его популярным курортом и любимым местом проведения выходных. В городе сохранился дворец Шада, построенный в 1927 году как резиденция короля Абдель Азиза (будучи восстановленным, дворец было повторно открыт в 1987 году как региональный музей, работающий с субботы по четверг с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 19.00, вход бесплатный).

В 45 км юго-восточнее города начинаются завораживающие ландшафты Аль-Сода — огромные обрывы, узкие ущелья, отвесные горы, марево раскаленного воздуха и зелень вершин на фоне бирюзовых вод моря. А южнее простираются земли Национального парка Асир — одного из лучших в королевстве.

В 280 км к юго-востоку от Абха лежит один из самых интересных и наименее посещаемых городов королевства — Наджран. Расположенный почти на границе с Йеменом, этот древний город тянется вдоль Вади-Наджрана и населен вот уже четыре тысячи лет. Все эти столетия Наджран является важным центром торговых путей, главной перевалочной базой древнего Пути благовоний, ведущего из традиционных мест выращивания ладана в европейские страны и на Восток. Главный архитектурный памятник оазиса — дворец Аль-Ан (Эль-Аан, колоритный пятиэтажный особняк на скальном цоколе), но также стоит увидеть форт Наджрана (одна из «самых бесполезных» крепостей региона — построенный в 1942 году, в 1967-м он уже был оставлен войсками, поскольку отношения с Йеменом улучшились, однако красивые резные элементы окон и дверей форта до сих пор привлекают сюда ценителей традиционной арабской эстетики), крепостную мечеть, а также превосходный Музей Наджрана (открыт с субботы по четверг, с 8.30 до 14.00, вход бесплатный) с первоклассной коллекцией по геологии и экологии пустынь, обширной выставкой археологических находок, местных ремесел, инструментов и даже фотографий, предоставленных музею известным арабистом, дипломатом, исследователем и шпионом Гарри Сент-Джон Филби — другом и одноклассником Джавахарлара Неру и отцом Кима Филби.

Около Наджрана находится известный археологический участок Аль-Ухдуд (V в. до н. э. — X в. н. э., именно это место и является старым Наджраном, интересно отметить, что до VII века эти края были населены исключительно христианами), а в 400 км восточнее — «столица бедуинов» Шарура, известная кроме всего прочего своими песчаными дюнами высотой до 100 метров.

В 40 км западнее города Джизан, на самом юго-западе страны, лежит группа островов Фарасан. Обширный архипелаг из 84 коралловых и низменных песчаных островов является одним из естественных участков размножения морских птиц (около 87 видов), газелей (самая большая популяция в стране), дюгоней (вместе с эфиопскими островами Дахлак — последняя популяция в регионе) и морских черепах, поэтому почти целиком входит в состав одноименного национального парка. Самый большой (66×8 км) и самый высокий (72 м) остров архипелага — Фарасан-Кабир (Фарасан-эль-Кабир) известен и как точка самого большого биологического разнообразия в акватории Красного моря.

Северная область

Пустынная и малообитаемая область вдоль северных границ страны почти неизвестна путешественникам. Однако именно здесь под бескрайними песками скрываются древние города, многие из которых упомянуты еще в библейских текстах.

В 330 км к северу от Медины лежит необитаемый город Мадайн-Салих — самый известный и самый захватывающий археологический участок Саудовской Аравии. На рубеже старой и новой эры город был вторым по значимости в Набатее после Петры и важнейшим пунктом караванных троп из областей южной Аравии в Сирию, Египет, Византию и Европу. Огромные каменные могилы, принесшие известность Мадайн-Салиху, были построены между I в. до н. э. и I в. н. э., да и сам город из-за твердости местного камня сохранился несколько лучше, чем Петра (Иордания). Самое крупное погребение древнего города — Каср-Фарид было вырезано в одинокой останцовой горе, а близлежащие Каср эль-Бинт образуют целую группу скальных гробниц. В исламский период главный маршрут из Дамаска до Мекки также проходил через Мадайн-Салих.

На северо-востоке страны лежит один из малоизвестных «драгоценных камней» королевства — скромный город Домат Эль-Джандал. Здесь находятся два уникальных исторических комплекса — практически полностью разрушенная набатейская крепость Каср-Марид и одна из старейших в королевстве мечеть Масджид-Омар (VII в.), которая до сих пор используется по своему прямому назначению. Региональный музей Джоф (Йоф) — лучшее место для знакомства с историей и природой северо-восточной части страны.

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ (в развлечениях, линк в курорты) Традиционный вид спорта всех жителей Аравийского полуострова — верблюжьи бега. Это и спорт, и бизнес, и способ приобщения к своей истории, поэтому все, что связано с этими «кораблями пустыни», здесь возведено в ранг культа. В столице или в самом отдаленном бедуинском лагере в любое время года можно увидеть бега, выездку и различные командные игры с участием этих животных. Не менее популярен конный спорт — знаменитая арабская порода пошла именно из этих мест и до сих пор все, что связано с лошадьми, является для саудовцев непреходящей ценностью. Поэтому популярны различные конные и верблюжьи туры по самым живописным местам страны (в первую очередь по региону Асира и Хиджаза), а также всевозможные соревнования, проводимые практически в каждом регионе.

Подводное плавание в акватории Красного моря — активно развивающийся вид отдыха в Саудовской Аравии. И сами саудовские подданные, и иностранные туристы оценили нетронутость и видовое разнообразие восточного побережья этого моря, и в наши дни все больше прибрежных курортных отелей включают этот вид отдыха в свои программы. Лучшими местами для дайвинга является побережье вокруг Джидды, давно превратившийся в признанный центр водного спорта архипелаг Фарасан, дикие острова Шайбара и Эль-Хассани. Важным подспорьем для дайверов является тот факт, что саудовское побережье не переполнено туристами, как многие прилегающие воды, и потому местные рифы сохранили гораздо больше черт своей реликтовой структуры.

Вековые традиции судостроения и навигации способствуют и бурному развитию яхтенного спорта. К сожалению, многие древние навыки постепенно уступают место ультрасовременным катерам, однако в стране предпринимаются определенные меры для сохранения культуры постройки традиционных судов «хури», «самбук» и «доу» («дхоу»), до сих пор осуществляемой без чертежей и новомодных технологий. Поэтому экскурсии на этих корабликах, на которых древние арабские мореходы пересекали моря, совершая походы в Индию, Японию и даже к западному побережью Африки, крайне популярны до сих пор. Но и современные суда не забыты — многие из них, оборудованные кондиционерами и современными каютами со всеми мыслимыми бытовыми удобствами, являются местным аналогом крупных круизных судов и очень популярным видом отдыха.

Глубоководная рыбалка набирает все большую популярность как в водах Залива, так и на Красном море. Несмотря на то, что рыбные запасы акваторий за последние годы значительно подорваны, саудовское правительство предпринимает повышенные меры для сохранения морской флоры и фауны. Используемые здесь древние методы рыболовства крайне оригинальны и вполне способны составить конкуренцию современным способам лова, поэтому рыболовные туры пользуются известной популярностью.

Отзывы
О поездке в Грузию

Галина

Такая разная Индия

Юрий & Лилия

Поездка в Китай

Юрий & Лилия

Любопытные предложения
Турецкий фестиваль «Огни Анатолии» в Сочи!
Galway International OYSTER & SEAFOOD Festival
Доминикана. Специальные цены на отели цепочки Bahia Principe!
ПРАЗДНИК БАВАРСКОГО ПИВА!
Музыкальный фестиваль в Хорватии